Железнодорожное строительство в России

Транспорт » Железнодорожные магистрали в XXI веке, пути развития » Железнодорожное строительство в России

Страница 1

«В развитии ж.-дорожного строительства России было два периода громадного подъема,—указывал В. И. Ленин,—конец 60-х (и начало 70-х) годов и вторая половина 90-х годов. С 1865 по 1875 г. средний годовой прирост русской жел.-дорожной сети составлял l'/2 тыс километров, а с 1893 по 1897— около 2 '/2 тыс. километров» ''. Железные дороги в России отличались своей протяженностью и проходили в разнообразных и трудных почвенных и климатических условиях (районы вечной мерзлоты, районы сыпучих песков и т. д.). Это было выдающееся явление в развитии мирового железнодорожного транспорта.

Успехам железнодорожного строительства в России был посвящен роман Ж. Верна «Клодиус Бомбарнак», опубликованный в конце 1892 г. Рассказ там ведется от имени французского репортера, совершающего путешествие от порта Узун-Ада на Каспийском море до Пекина по Трансазиатской магистрали, будто бы незадолго до этого построенной русскими.

На самом деле такой магистрали еще не существовало. Воображение романиста объединило итоги строительства Закаспийской железной дороги в 1880—1888 гг. и проекты Великой Сибирской магистрали (сооружение которой было начато в 1891 —1892 гг.). Характерно, что Ж. Верн провел часть своей Трансазиатской магистрали по китайской территории. Тогда этот вопрос не поднимался ни в отношении Закаспийской, ни в отношении Сибирской дороги. Переговоры с Китаем о проведении последнего участка Транссибирской магистрали через Маньчжурию начались только в 1895 г. Дорога, получившая название Китайско-Восточной, была построена к 1903 г., став новым достижением русского инженерного искусства.[1;328]

Строительство Закаспийской дороги было первоначально вызвано военно-стратегическими соображениями — стремлением закрепить за Россией среднеазиатские территории и угрозой английской экспансии в этом регионе. Начальником строительства назначили генерала М. Н. Анненкова. Для ведения строительных работ был сформирован 1-й Закаспийский железнодорожный батальон, в состав которого вошло 1,5 тыс. инженеров и техников. В 1885 г. для строительства второго участка дороги Кизыл — Арват — Чарджуй протяженностью 800 км был сформирован 2-й Закаспийский железнодорожный батальон. Наряду с русскими рабочими железные дороги строили и иранские землекопы.

Особые трудности и строителям, и инженерно-техническому персоналу пришлось преодолевать на последнем участке дороги от Мерва до Чарджуя, пересекавшем пустыню Каракум. Песчаные заносы и бури систематически разрушали полотно дороги, и его приходилось вновь и вновь восстанавливать. Все же за полтора года, ведя работы в условиях беспощадной жары и нехватки воды, строители к 1887 г. закончили всю 800-км линию. Строители в России впервые доказали возможность прокладки рельсовых дорог в безводных песчаных пустынях и последующей защиты железнодорожного полотна от заносов и повреждений. К 1888 г. эта дорога была доведена до Самарканда, и протяженность ее составила 1,4 тыс. км. После русско-японской войны 1904-1905 гг. южная линия дороги (до Ляодунского полуострова) была захвачена Японией и получила название Южно-Маньчжурской дороги. Разгром японского милитаризма позволил вернуть нашей стране в 1945 г. всю дорогу (получившую название Китайско-Чанчуньской). В 1950 г. СССР безвозмездно передал это огромное сооружение протяженностью 2х/г тыс. км. КНР. [1;354]

В 1901 г. по проекту главного инженера С. И. Ольшевского построили грандиозный железный мост через Амударью. В 1898 г. была введена новая линия Самарканд—Ташкент — Андижан. В следующем году Закаспийская магистраль была передана из Военного ведомства в ведение Министерства путей сообщения и объединена с Самарканд-Андижанской дорогой под общим названием Средне-Азиатская железная дорога. Протяженность ее с ветками составила 2,5 тыс. км. Проведение Средне-Азиатской магистрали имело для России большое экономическое значение. В. И. Ленин подчеркивал, что «Закаспийская дорога стала «открывать» для капитала Среднюю Азию .»

Страницы: 1 2 3

Актуально о транспорте

Сфера деятельности, задачи предприятия
Сферой деятельности предприятия ИП Семенова С.С является производство и реализация хлебобулочных изделий населению районов Тюменской области. Основной задачей является своевременная доставка хлебобулочных изделий населению вышеуказанных районов. Для этого необходимо поддержание в работоспособном со ...

Расчет на прочность надрессорной балки грузового вагона
Надрессорная балка рассматривается как статически определимая на двух опорах балка. Опорами в вертикальной плоскости являются рессорные комплекты. Расчетными сечениями балки являются сечения: 1-1 – посередине балки; 2-2 – по краю подпятника; 3-3 – по краю технологического отверстия; 4-4 – возле ско ...

Общие требования к центру
Наиболее важным параметром является размер участка - стараются приобретать как можно больший, с учетом перспектив развития (если не будет использоваться помещения и здания университета или института). Обычные требования - на каждый пост по обслуживанию необходимо 50 кв. м всех помещений плюс 50 кв. ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.transfeature.ru