Методически при оценке конкурентоспособности учет нормативных параметров обеспечивается введением показателя, принимающего лишь два значения — единица, если товар соответствует норме, или ноль, если не соответствует.
Групповой показатель по всем нормативным параметрам
Где J /н п — групповой показатель по нормативным параметрам;
qi— единичный показатель по i-му нормативному параметру;
n — число нормативных параметров, подлежащих рассмотрению.
Групповой показатель — не сумма, а произведение нормативных параметров. И если хотя бы один параметрический показатель по нормативным параметрам равен нулю, товар полностью не конкурентоспособен на данном рынке и дальнейшее рассмотрение конкурентоспособности не имеет смысла[23, с.12].
3. Оценка технических параметров. По ним потребитель отбирает возможные варианты для приобретения, отдавая предпочтение изделиям, удовлетворяющим существующую потребность. Возможна ситуация, когда потребитель не находит на рынке товар, полностью удовлетворяющий потребность, и вынужден, учитывая существующее предложение, снижать свои требования, отбрасывая самые незначительные. Эта корректировка продолжается до тех пор, пока измененные требования не будут соответствовать набору технических параметров хотя бы одного из предлагаемых товаров. [12, с.24].
По величине каждого технического параметра, интересующего потребителя, им оценивается, насколько свойства представленного ему товара удовлетворяют соответствующие элементы потребности. При этом определяется единичный, параметрический показатель как отношение технического параметра предлагаемого товара, к тому же параметру воображаемого товара, позволяющему удовлетворить элемент потребности полностью:
где qi — единичный параметрический показатель по i-му параметру;
Pj — величина i-го параметра для анализируемого товара;
Рi100 — величина i-го параметра воображаемого товара, при которой потребность удовлетворяется полностью на 100%.
Чтобы получить из единичных показателей групповой показатель, характеризующий соответствие товара потребности по техническим параметрам, единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого единичного показателя:
Где Jтп — групповой показатель по техническим параметрам (характеризует соответствие товара потребности по всему набору технических параметров);
qi — единичный параметрический показатель по i-му техническому параметру
аi — вес i-го параметра (коэффициент значимости) в общем на боре технических параметров (определяется методами экспертной оценки);
n - число параметров, подлежащих оценке.
Чем больше показатель Jтп, тем выше степень удовлетворения запросов потребителей. Но для оценки конкурентоспособности этого недостаточно. Надо сопоставить показатели анализируемого товара и товара-конкурента и определить, какой из них лучше соответствует потребности покупателей:
где Кт — показатель конкурентоспособности по техническим возможностям анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту;
Jтп, Jтп2 — групповые показатели по техническим параметрам соответственно для анализируемого товара и товара-конкурента.
Пример. Если исследуемый товар удовлетворяет конкретную потребность на 90 % по техническим параметрам (Jт п1 = 90 %), а товар-конкурент на 75 % (Jт п2 = 75 %), то показатель конкурентоспособности[29, с. 499]
Такой как в примере подход эффективен, когда известны потребность, выполняемая товаром производственная функция и конкретные условия ее реализации. На практике часто такой информации (особенно о реальных потребностях) нет и ее трудно получить, так как необходимы трудоемкие и дорогостоящие маркетинговые исследования. Здесь конкурентоспособность более целесообразно оценивать косвенным методом, сравнивая анализируемый товар не с потребностью, а с товаром-образцом, уже пользующимся спросом, который и воспринимается как аналог общественной потребности. В этом случае единичные параметрические показатели определяются по одному из двух вариантов:
Актуально о транспорте
Технико-эксплуатационная характеристика РДАУП «Автобусный парк №1» города
Гомеля
Гомельское республиканское дочернее автотранспортное унитарное предприятие (РДАУП) «Автобусный парк № 1» расположено в крупном областном центре со значительными пассажиропотоками (население Гомельской области составляет более 1,5 млн. человек) и является одним из самых крупных автотранспортных пред ...
Краткая характеристика внешних условий эксплуатации судов
В данном курсовом проекте район плавания судов охватывает Черное и Средиземное море, включая в себя два магистральных пролива (Босфор и Дарданеллы). Черное море вытянулось в широтном направлении на 620 миль, в меридиональном – от 114 до 332 миль. Это глубоководное море с приглубыми берегами, и лишь ...
Расчет цилиндрического роликового подшипника на контактные напряжения
тележка вагон надрессорный балка Допускаемые контактные напряжения [σ]=3500МПа. Статическая нагрузка на один подшипник где – число подшипников в одной буксе, =2; – статическая нагрузка на вагон от перевозимого груза; Т – сила тяжести массы вагона; – собственная сила тяжести колесной пары, =12 ...