Понятие и признаки договора международной воздушной перевозки

Транспорт » Роль авиатранспорта в обеспечении международной торговли товарами » Понятие и признаки договора международной воздушной перевозки

Страница 1

Монреальская и Варшавская конвенции, применяются при всякой международной перевозке пассажиров, багажа и груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Конвенции дают лишь понятие международной перевозки (п. 2 ст. 1. Однако из самого существа обеих Конвенций и прежде всего их первой и второй глав вытекает, что для осуществления международной воздушной перевозки необходимо соглашение (договор) перевозчика с пассажиром или грузоотправителем, которое должно обязывать авиапредприятие осуществить перевозку, а пассажира и грузоотправителя - ее оплатить. Конвенции предусматривают, что соглашение перевозчика с пассажиром или грузоотправителем должно подтверждаться составлением транспортной документации, определяющей условия договора перевозки и подтверждающей ее международный характер. Вопрос о необходимости и значении договорной формы для осуществления перевозочного процесса исследован О.Н. Садиковым. Договор перевозки, во-первых, является правовым основанием возникновения обязательства по перевозке. Во-вторых, он является средством конкретизации условий перевозки и, в-третьих, является основанием имущественной ответственности перевозчика. Соответственно при ненадлежащем исполнении перевозки к взаимоотношениям сторон должны применяться начала договорной, а не деликтной ответственности.

Согласно п. 1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Таким образом, договор перевозки пассажира является возмездным, консенсуальным. Он считается заключенным в момент выдачи пассажирского билета, которым и удостоверяется. Продажа билетов осуществляется, как правило, заблаговременно. В билете указываются все существенные условия договора, включая условия бесплатной перевозки детей и ручной клади пассажира. В части перевозки багажа договор носит реальный характер, поскольку оформляется багажной квитанцией при его сдаче перевозчику. Обязательство по перевозке багажа не является самостоятельным, а носит акцессорный характер, поскольку, как правило, не может существовать без перевозки самого пассажира.

Согласно п. 2 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Договор перевозки груза воздушным транспортом относится к числу возмездных и реальных (считается заключенным лишь после передачи перевозчику груза).

Договор перевозки груза является двусторонним. Получатель груза стороной договора не является, поскольку в заключении договора перевозки не участвует, кроме случаев, когда он является одновременно и отправителем этого же груза. (Предприятие, например, отправляет груз в адрес своего филиала.) Однако чаще всего в качестве грузополучателя в договоре перевозки указывается третье лицо. Поэтому договор перевозки груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Подробный анализ и критика точек зрения советских и российских ученых по данному вопросу содержатся во многих работах, учебниках по праву. В частности, такой обзор дает В.А. Егиазаров, который сам считает этот договор трехсторонним. Однако согласно п. 3 ст. 308 Общей части обязательственного права ГК обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Право получателя требовать выдачи груза основывается на другом договоре, по которому он является контрагентом отправителя (купля-продажа, лизинг и др.) и который предусматривает процедуру перехода к нему права владения или собственности на товар посредством отгрузки в адрес приобретателя (ст. 224 ГК РФ). В договоре перевозки этот товар предстает в качестве груза, но права и обязанности, связанные с его приемкой и распоряжением им в пути, возникают у получателя в силу признания им своего права на перевозимый или доставленный перевозчиком товар с намерением этим правом воспользоваться. Совершенно естественно, что осуществлять свои права получатель может с соблюдением условий договора перевозки и соответствующих указаний транспортного законодательства. Перевозчик же вправе предъявлять получателю как третьему лицу, в пользу которого заключен договор перевозки, требования, вытекающие из этого договора, и возражения, которые он мог бы выдвинуть против отправителя (п. п. 2 и 3 ст. 430 ГК РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Актуально о транспорте

Содержание типового положения о кабинете охраны труда
В соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда, информирование их об условиях и охране труда на рабочем ...

Ведомая часть
Ведомая часть сцепления (рис.1.) состоит из ведомого диска 6 в сборе с фрикционными накладками 19 и гасителем крутильных колебаний (демпфером). Ведомая часть расположена на шлицах первичного вала коробки передач и, принимая крутящий момент от деталей ведущей части, передает его на вал 16. ...

Определение количества груза на рейс
При эксплуатации судна определяют удельную грузовместимость – количество кубических метров грузовых помещений, приходящихся на 1 т чистой грузоподъёмности: где: - общая киповая грузовместимость судна, . - чистая грузовместимость судна, т =1,2/т. При решении вопроса о загрузке судна сравнивают удель ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.transfeature.ru