Понятие и признаки договора международной воздушной перевозки

Транспорт » Роль авиатранспорта в обеспечении международной торговли товарами » Понятие и признаки договора международной воздушной перевозки

Страница 1

Монреальская и Варшавская конвенции, применяются при всякой международной перевозке пассажиров, багажа и груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Конвенции дают лишь понятие международной перевозки (п. 2 ст. 1. Однако из самого существа обеих Конвенций и прежде всего их первой и второй глав вытекает, что для осуществления международной воздушной перевозки необходимо соглашение (договор) перевозчика с пассажиром или грузоотправителем, которое должно обязывать авиапредприятие осуществить перевозку, а пассажира и грузоотправителя - ее оплатить. Конвенции предусматривают, что соглашение перевозчика с пассажиром или грузоотправителем должно подтверждаться составлением транспортной документации, определяющей условия договора перевозки и подтверждающей ее международный характер. Вопрос о необходимости и значении договорной формы для осуществления перевозочного процесса исследован О.Н. Садиковым. Договор перевозки, во-первых, является правовым основанием возникновения обязательства по перевозке. Во-вторых, он является средством конкретизации условий перевозки и, в-третьих, является основанием имущественной ответственности перевозчика. Соответственно при ненадлежащем исполнении перевозки к взаимоотношениям сторон должны применяться начала договорной, а не деликтной ответственности.

Согласно п. 1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Таким образом, договор перевозки пассажира является возмездным, консенсуальным. Он считается заключенным в момент выдачи пассажирского билета, которым и удостоверяется. Продажа билетов осуществляется, как правило, заблаговременно. В билете указываются все существенные условия договора, включая условия бесплатной перевозки детей и ручной клади пассажира. В части перевозки багажа договор носит реальный характер, поскольку оформляется багажной квитанцией при его сдаче перевозчику. Обязательство по перевозке багажа не является самостоятельным, а носит акцессорный характер, поскольку, как правило, не может существовать без перевозки самого пассажира.

Согласно п. 2 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Договор перевозки груза воздушным транспортом относится к числу возмездных и реальных (считается заключенным лишь после передачи перевозчику груза).

Договор перевозки груза является двусторонним. Получатель груза стороной договора не является, поскольку в заключении договора перевозки не участвует, кроме случаев, когда он является одновременно и отправителем этого же груза. (Предприятие, например, отправляет груз в адрес своего филиала.) Однако чаще всего в качестве грузополучателя в договоре перевозки указывается третье лицо. Поэтому договор перевозки груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Подробный анализ и критика точек зрения советских и российских ученых по данному вопросу содержатся во многих работах, учебниках по праву. В частности, такой обзор дает В.А. Егиазаров, который сам считает этот договор трехсторонним. Однако согласно п. 3 ст. 308 Общей части обязательственного права ГК обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Право получателя требовать выдачи груза основывается на другом договоре, по которому он является контрагентом отправителя (купля-продажа, лизинг и др.) и который предусматривает процедуру перехода к нему права владения или собственности на товар посредством отгрузки в адрес приобретателя (ст. 224 ГК РФ). В договоре перевозки этот товар предстает в качестве груза, но права и обязанности, связанные с его приемкой и распоряжением им в пути, возникают у получателя в силу признания им своего права на перевозимый или доставленный перевозчиком товар с намерением этим правом воспользоваться. Совершенно естественно, что осуществлять свои права получатель может с соблюдением условий договора перевозки и соответствующих указаний транспортного законодательства. Перевозчик же вправе предъявлять получателю как третьему лицу, в пользу которого заключен договор перевозки, требования, вытекающие из этого договора, и возражения, которые он мог бы выдвинуть против отправителя (п. п. 2 и 3 ст. 430 ГК РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Актуально о транспорте

План развития ЗАО Эйр Казахстан на период 2001-2005г.г
Стратегическая цель Плана развития ЗАО «Эйр Казахстан» на период 2001 – 2005 годы заключается в создании жизнеспособной и авторитетной международной авиакомпании. В связи с чем, в указанный период предстоит решение следующих задач: Закрепление положительных тенденций финансово-хозяйственной деятель ...

Оценка ущерба от дорожно-транспортного происшествия на региональном уровне
За рубежом одним из основных направлений оценочной деятельности в области транспорта является комплексная оценка стоимости дорожно-транспортных происшествий на федеральном уровне, которая впервые была рассчитана в 1950-х гг. в Великобритании и США. В настоящее время оценка общей стоимости дорожно-т ...

Охрана труда
Согласно действующему трудовому законодательству работающие не должны приступать к работе без знаний правил по охране труда. Обучение работающих правилам по охране труда должно проводится при профессионально-техническом обучении. При поступлении на работу и во время работы с работниками проводят ин ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transfeature.ru