Средства пассажирского транспорта должны обеспечивать соответствующие качественные показатели, быть технически пригодными для выполнения ожидаемой нагрузки и экономически эффективными.
На стадии проектирования обычно выбирается несколько вариантов транспортных средств (или их комбинаций) достаточной провозной способности. Отобранные по провозной способности варианты в дальнейшем сравниваются между собой по экономическим показателям: капитальным вложениям и эксплуатационным расходам.
Капитальные вложения в транспортную систему города складываются из стоимости строительства и приобретения всех элементов транспортного хозяйства: подвижного состава, ремонтной базы (депо, мастерские), тяговых подстанций, рельсового пути, контактной сети и др.
Обычно при расчетах эксплуатационные затраты делят на две категории: затраты, зависящие от объемов работы транспорта, и затраты, связанные с содержанием постоянных устройств (парков депо, конечных станций и т.д.). В соответствии с этим делением эксплуатационные затраты определяют по каждому виду транспорта.
Состав хозяйства автобусного транспорта проще, чем электрического, т.к. отпадает необходимость в рельсовом пути, тяговых подстанциях, контактных и кабельных сетях, поэтому для устройства автобусного транспорта в городе размер капитальных вложений всегда будет меньшим, чем для троллейбусного транспорта и тем более для трамвайного или метрополитена.
При сравнении величины собственности перевозок выявляется обратная картина: эксплуатация наземного электротранспорта обходится дешевле, нежели автобусного.
При таких соотношениях, когда варианты, требующие наибольших вложений, обеспечивают самую низкую себестоимость, экономически эффективными следует считать транспорт и транспортное средство, для которых приведенные затраты (П) будут минимальными. Приведенные затраты — сумма текущих затрат, учитываемых в себестоимости продукции, и единовременных капитальных вложений, сопоставимость которых с текущими затратами достигается путем умножения их на нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Приведенные затраты определяются по формуле
,
где С – годовые эксплуатационные расходы, тыс. руб.;
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,16;
К – капитальные вложения, тыс. руб.
В связи с тем, что различные виды транспорта и транспортных средств различаются по провозной способности, капитальным затратам и себестоимости перевозок, сравниваемые варианты транспорта и транспортных средств должны быть сопоставимы.
Для этого, прежде всего, все капитальные затраты, необходимые для организации перевозок в городе или на маршруте, следует разделить на две группы.
В первую группу (А) включаются те затраты, которые увеличиваются примерно пропорционально увеличению количества подвижного состава: стоимость вагонов(машин), ремонт базы, электрохозяйства.
Во вторую группу (В) включаются затраты, которые растут пропорционально увеличению длины сети: стоимость рельсового пути, контактного провода, кабельной сети, дорожных покрытий и другие. Используя такую группировку затрат, капитальные вложения можно представить в виде К=А+В или в виде
К = а* М + в*Lс,
Где а – капитальные вложения группы А, отнесенные на один вагон (машину);
М – число вагонов (машин), необходимых для осуществления перевозок;
в- капитальные вложения группы В в расчете на 1 км транспортной сети;
Lс – протяженность транспортной сети или маршрута, км.
Учитывая различия видов транспорта и транспортных средств по провозной способности и вместимости, целесообразно сравнивать варианты не по абсолютным, а по удельным величинам капитальных вложений. В качестве измерителя капитальных удельных вложений целесообразно применять 1 место-километр. Тогда формула К = а* М + в*Lс примет вид
,
где МКМ – количество место- километров, необходимых для освоения известного пассажирооборота.
Введем следующие обозначения:
МКМ ед – количество место – километров, которое может выполнить единица подвижного состава данной вместимости за год;
Актуально о транспорте
Правила перевоза детей
При отправлении поездов со станций РЖД, ребенку в возрасте до 5 лет
, проезжающего с взрослым в поезде дальнего следования, если он не занимает отдельное место, оформляется безденежный проездной документ. Для провоза детей от 5 до 10 летдолжен приобретаться детский билет. При пассажире может ехать ...
Тяговый расчет
Задачей тягового расчета бульдозера является определение силы тяги, необходимой для преодоления суммарного сопротивления. Условие тягового расчета определяется неравенством: , (1) где: -, кН; –, кН; –, кН. - , (2) где: – толщина снимаемой стружки = 0,1 м; – ширина отвала, м; - угол установки отвала ...
Восстановление головки блока
цилиндров автомобилей ВАЗ
Головка цилиндров двигателя отлита из алюминиевого сплава, имеет камеры сгорания клиновидной формы. Запрессованные седла и направляющие втулки клапанов. Седла клапанов изготавливаются из специального чугуна. Чтобы обеспечить высокую прочность при воздействии ударных нагрузок. Рабочие фаски седел об ...