На втором этапе акцент может быть сделан на продвижение продукции казахстанских экспортеров на мировой рынок, т.е. на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Этот этап наступает, когда страна достигает макроэкономической и финансовой стабильности и начинает осуществлять инвестиции в производство.
В прошедшие годы основным содержанием внешнеэкономической политики Казахстана стала либерализация внешнеэкономической деятельности.
До 1993 г. вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований товаров, включая все энергетические ресурсы, черные и цветные металлы, продукты питания, зерно, строительные материалы, широкий спектр промышленных и потребительских товаров. Экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры. Практически вся торговля со странами бывшего СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе.
Первый значительный шаг в либерализации внешнеэкономической деятельности был сделан в 1992- 1993 г. внешнеэкономические операции в основном регулировались через систему государственных заказов, а экспорт стратегических товаров находился под монопольным контролем государства. Таможенная служба республики в этот период находилась на стадии формирования, и по объективным причинам, официальная таможенная статистика не велась. Характерной чертой торговых отношений этого периода являлась значительная доля бартерных сделок, прежде всего, между предприятиями стран СНГ, в силу отсутствия у них достаточного объема собственных финансовых средств.
Число квот было сокращено до 34 наименований, а лицензий - до 61 наименования. Были введены аукционы по продаже экспортных квот и лицензий. Объем межреспубликанской торговли по межправительственными соглашениями сократился на 60%, а систему государственного заказа, обеспечивавшую выполнение соглашений, сменила система государственных закупок, которая более полно отвечала рыночным условиям и формировалась на основе договорных цен. В то же время для выравнивания внутренних и внешних цен на экспортную продукцию были введены экспортные налоги на 145 видов, уплачивавшиеся в твердой валюте, в размере до 30 процентов. Средний размер экспортных налогов составлял 15%. Импортные лицензии распространялись на 5 наименований продукции, импорт облагался налогом в размере от 0,5 до 21% со средней ставкой 13%. Около 26 предприятий пользовались льготами по внешнеэкономической деятельности.
В 1994 г. 25,7 % экспортных поставок республики и 9% импортных поставок осуществлялись в порядке прямого товарообмена. Произошло дальнейшее уменьшение числа товаров, подлежащих лицензированию (до 34 наименований) и квотированию (до 7 наименований), по большинству товаров произошло выравнивание внутренних и мировых цен, что привело к снижению средней ставки налога на экспорт до 7%, причем экспортный налог уплачивался уже в тенге. Были отменены все льготы по налогообложению внешнеэкономической деятельности.
В 1993-1995 г. осуществляется существенная либерализация ВЭД, во внешней торговле утвердился принцип договорных цен, были подписаны соглашения о торгово – экономическом сотрудничестве со многими государствами, в том числе Соглашение о зоне свободной торговле государств – участников СНГ.
С 1995г. республика ежегодно имеет положительное сальдо торгового баланса (по данным таможенной статистики), при стабильном увеличении (за исключением 1998г.) экспортной составляющей внешнеторгового оборота республики (с 58% в 1995г. до 64,4% в 2000г).
Актуально о транспорте
Оценка статической прочности
Момент сопротивления изгибу расчетных сечений¸ м3: (5.32) где di - диаметр оси в i-м расчетном сечении¸ м¸ i=1¸5¸d1=d2=0.140 ¸ d3=0.205¸ d4=d5=0.185 м; d0i - диаметр полости в i-м расчетном сечении¸ м¸ i=1¸5¸d01=0.044¸d02=0.058 ...
Обоснование строительства нового пригородного автовокзала
Главным недостатком отправления пригородных автобусов Речицкого, Добрушского, Черниговского и Жлобинского направлений является то, что происходят большие расходы на выполнение нулевых пробегов. Сокращение нулевых пробегов позволит увеличить доходы РДАУП «Автобусный парк № 1». При расчете нулевых пр ...
Расчёт главных передач
Расчет гипоидной главной передачи Рис. 7. Расчетная схема гипоидной главной передачи. Число зубьев шестерни гипоидной главной передачи выбираем из таблицы 8.1 Таблица 5.1 - Число зубьев шестерни гипоидной главной передачи i0 2,5 3 4 5 6 Z1 15 12 9 7 6 Минимальное число зубьев шестерни для легковых ...