В настоящее время важнейшими статьями казахстанского экспорта являются черные металлы, медь и медная продукция. Богатые месторождения с качественными и дешевыми ресурсами создают Казахстану первичные конкурентные преимущества в экспорте этой продукции. Однако, конкурентный потенциал черной и цветной металлургии постепенно подтачивается из-за износа оборудования, отсутствия инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, несоответствия мощностей предприятий рудной базе, повышения стоимости энергоресурсов, отсутствия оборотного капитала. Кроме того, технологическая отсталость производства не позволяет производить продукцию в соответствии с мировыми стандартами. Поэтому недостаточные инвестиции в экспортные производства могут привести к большим потерям в будущем.
Товарная структура казахстанского экспорта характеризуется преобладанием 8-10 товаров на долю которых приходится более 80% стоимостного объема экспорта.
Товарная структура импортируемых республикой товаров достаточно разнообразна: наибольшую долю занимают машины и оборудование, химические товары и минеральные продукты.
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование международной торговли и внешней экономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней политики государства.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические и административные, тарифные и нетарифные.
Экономические методы регулирования международной торговли базируются на использовании экономических инструментов торговой политики (таможенных пошлин, налогов НДС, акциза и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.
Административные методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества. Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.
Тарифные методы являются основой экономического регулирования ВЭД. Исключительная роль таможенных тарифов в регулировании международной торговли определила целесообразность их особого рассмотрения, вне связи с другими методами экономического регулирования.
Тарифное регулирование направленно преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В системе тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины.
Экспортные пошлины противоречащими природе рыночных отношений, международные и региональные союзы и соглашения не рекомендуют их использовать в международной торговле.
Ассортимент товаров, завозимый в Казахстан из разных стран разнообразен и постоянно обновляется. Некоторые товары поступают на казахстанский рынок только завоза их из других стран. Но в большинстве случаев импортные товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ввозные таможенные пошлины на такие товары должны определяться с учетом складывающихся соотношений между мировыми и национальными издержками и ценами.
Актуально о транспорте
Анализ применения пассажирских тарифов
ЗАО «Эйр Казахстан» при построении тарифной политики руководствуется законодательными актами Республики Казахстан. Основными принципами построения ценовой политики в ЗАО «Эйр Казахстан» являются: установление тарифов на перевозку пассажиров, почты, грузов не ниже себестоимости авиаперевозок. обеспе ...
Навигационное описание участка реки с 98-83 км
Протяженность участка составляет 15 км. Общий коэффициент извилистости более 1,7. На участке расположены 2 моста по одному судоходному пролету в каждом, шоссейный мост с одним судоходным пролетом, на 86,8 км расположена деревня Севрюки со стороны левого берега. На всем участке реки имеются перекаты ...
Железнодорожное строительство в России
«В развитии ж.-дорожного строительства России было два периода громадного подъема,—указывал В. И. Ленин,—конец 60-х (и начало 70-х) годов и вторая половина 90-х годов. С 1865 по 1875 г. средний годовой прирост русской жел.-дорожной сети составлял l'/2 тыс километров, а с 1893 по 1897— около 2 '/2 т ...